Изнашивание шин

Преждевременное изнашивание автопокрышек можно предотвратить. Согласно исследованиям российских ученых, срок службы половины автопокрышек уменьшается из-за несоблюдения правил. Ведь продолжительность эксплуатации резины в значительной мере определяется правильным давлением в автошинах, дорожными условиями, соблюдением индекса нагрузки и стилем управления. Так что нет ничего удивительного в том, что у одной и той же модели автомашины с одинаковыми шинами разница в пробеге покрышек может исчисляться тысячами километров.

Главные причины, приводящие к быстрому изнашиванию автошин:

  • загрузка автомашины весом, который превышает ее индекс нагрузки;
  • неумелое управление автомашиной;
  • несвоевременность ремонта и технического обслуживания шин;
  • разбалансировка колес;
  • невыполнение нормы давления воздуха в автошинах;
  • невыполнение правил установки.

Для новых покрышек большую роль играет процесс обкатки. Первые сто-двести километров только что приобретенные шины должны проходить с предельной осторожностью, особенно в дождь или в зимнее время. Это обусловлено тем, что на протекторы новых автошин перед вулканизацией наносится разделительный слой, стирание которого должно произойти только при использовании. По этой причине обкатке должны подвергаться любые виды резины. Это следует учитывать, когда выполняется как легковой, так и грузовой шиномонтаж.

Разновидности изнашивания шин

Существует множество видов изнашивания шин, которые вызываются различными причинами:

  • парковки через бордюры приводят к изнашиванию в виде стертостей, расположенных с одной стороны плеча автошины;
  • при высоком давлении автошины изнашивание средней части протектора происходит скорее;
  • при пониженном давлении в автопокрышках плечи боковины стираются быстрее;
  • когда у амортизатора имеются дефекты, по периметру протектора формируется уплотнение;
  • блокировка колес при резком торможении приводит к существенному изнашиванию на отдельных участках автопокрышки;
  • частая езда по сильному бездорожью влечет за собой образование острых краев на одной стороне переднего колеса;
  • продолжительная стоянка приводит к сплющиванию покрышки. По этой причине автомашину не следует оставлять стоять на шинах на протяжении нескольких месяцев. Прежде чем поставить автомобиль на хранение, нужно увеличить давление в колесах до трех бар. Это позволит предотвратить деформации автопокрышки.

Неравномерное изнашивание шин

Поскольку автопокрышка при движении испытывает неодинаковую нагрузку, неравномерное изнашивание встречается очень часто. Решить эту проблему можно при помощи новой балансировки колес. Чаще всего при образовании зубцов на поперечных бороздах профиля наилучший способ избавления от них заключается в крестообразной балансировке колес. Однако следует учитывать, что данный метод эффективен только в том случае, если ось имеет правильную геометрию. Его использование позволит изменить направление движения автошины. Через некоторое время пилообразные зубцы пропадут, а с ними исчезнет и шум.

Регулярная перестановка колес с асимметричным рисунком протектора через каждые 10 тыс. километров позволяет предотвратить неравномерное изнашивание всех автошин. Однако замену следует выполнять на одной стороне. Это означает, что на место левого заднего колеса нужно устанавливать только левое переднее, и наоборот.

Нормы изнашивания автошин

В Европе в 1992 году была введена единая норма изнашивания для летних автошин, в соответствии с которой грузовые шины, легковые шины, а также мотоциклетные шины должны иметь глубину профиля не меньше 1,6 миллиметра. Эта норма соблюдается и в Российской Федерации. Исключение из правил делается для легких колес, у которых высота протектора не должна превышать одного миллиметра. Однако для летних и широкопрофильных автошин данная норма чересчур низка.

Автошина с такой глубиной профиля характеризуется плохой управляемостью на мокрой дороге. Для обеспечения безопасности замену летних автошин необходимо производить уже при достижении остаточной глубиной профиля величины два миллиметра (для широкопрофильных шин этот показатель составляет три миллиметра). Высота протектора у зимних автошин варьируется от девяти до двенадцати миллиметров, в зависимости от изготовителя. Допустимое изнашивание для них составляет от четырех до шести миллиметров.

У многих автошин есть встроенные индикаторы изнашивания, которые имеют вид впаянных в основание протектора небольших пупырышков каучука. При достижении шиной предельно допустимой нормы стирания они оказываются вровень с протектором. Это служит признаком необходимости срочной замены шины.